Prozhoga.Ru

ПРОжигаю жизнь дизайном

Фототворчество. Персональная выставка «Стаффаж-портрет»

23 января 2006 в Курганском областном художественном музее..

Пространственно-временнЫе фрагменты жизни моих современников, выполненные в форме авторского диалога

Стаффаж
(нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
(Большая советская энциклопедия).

Портрет
(франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей. В изобразительном искусстве портрет — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства.
(Большая советская энциклопедия).

Другие фотовыставки:

pix

 

Портрет директора жудожественного музея
или Людмила Александровна, выставку хочу!

— На какой месяц хочешь?
— Ну... на конец января...
— Договорились.

Портрет настоятеля Георгиевского храма Анатолия Бородина

— Отец Анатолий, а какая она, Чимеевская чудотворная?
— Она очень красивая, в окладе из солнца!

Последний оплот предпринимателя Таланова или Мой ларек — моя крепость

— Валера, что у тебя с рукой?
— Да, пустяки, бандитская пуля... Юра, у тебя случайно нет адреса дом-музея Высоцкого в Москве?
— Случайно есть, записывай... телефон нужен?

Портрет Васиного кота

Через две недели после съемки:
— Юрка, напечатай мне кота на память, его собаки загрызли.

Новый очевидец или Портрет Сергея Родионова

— Спасибо, Серж за журнал.
— Не за что. Это последний номер, однако, журнал закрыли. Сказали, что журнал с такой размытой аудиторией неинтересен для рекламодателей. Это про нас размытых... наводи на резкость :)))

Портрет художника Владимира Чалого

— Вов, сколько нужно для полного...
— Вот столько*

*шутка

Русский поэт Сергей Бойцов. Фотоочерк. 3 работы

Сергей закончил Литературный институт, семинар Межирова.
Межиров живет в Америке, Сергей — в Рябково.

Поэт Сергей Бойцов на Черной речке

— Сергей, прочитай чтонить старенькое*...

Сергей читает отрывок из «Киевского вокзала»
...Отважное время уходит, как важный дебил,
Как рота кретинов на битву с полком идиотов.
Устрой им, Господь, чтоб никто никого не убил,
И мне никаких не навязывай гранатометов.
Я мирный поэт, и какое мне дело до них!
В военном билете пусть значится «старший наводчик»,
Но я ненавижу бесстрашных — в просторах родных
Страшнее бесстрашья лишь пьяный путеец-обходчик...

Портрет московского тинейджера или Саша, зачем волосы в рыжий цвет покрасила?

— Саша, зачем волосы в рыжий цвет покрасила?
— А вы сами-то, дядя Юра, зачем себе татуировку на плече сделали?
— Дык, это по молодости всё...
— А я тоже молодая!
— Хороший цвет подобрала, молодец... свежий такой... молодежненький...

Портрет автора и исполнителя русского шансона Жеки

Корр.
— Женя, вчера я затемно возвращалася домой, и незнакомая мне молодежь у гастронома пела твою «Рюмку водки». Говорят, ты ее продал. Кому и зачем?
— Григорию Лепсу. Но я продал не авторские права, а только право на исполнение...

Портрет редактора очень серьезного научного журнала Валентины Шалай

— Валентина, не трудно хрупкой девушке делать серьезный научный журнал?
— Легко, Юра, ручкой взмахнёшь и всё готово!

Охота на кабана или предприниматель Игорь Сазонов

— Ну, как, Игорь, поохотился?
— Да вот чуть кабана не поймал... иду по лесу, ночь, луна, смотрю - кабан, я его хвать за уши, а он убежал... в следующий раз встречу, уши надеру!
— Игорь, там к тебе кто-то пришёл...

Портрет Александра Михайловича Кудрявцева

— Спасибо, что подвезли, Александр Михайлович. Можно вас сфотографировать?
— А на выставку пригласишь?
— Конечно... готово... Собачек не задавите!

Портрет московской поэтессы Тины Сухой

— Алька, хватит курить... рассказывай чего у вас в Москве творится...
— Нормально всё... стоит Москва... работаем потихоньку...

Кот ФИКСАЖ или Портрет фотохудожника Ольги Абореновой

— Ольга, можно зафиксировать твоего кота?
— Только сфотографируй.
— Кысссс-кысссс...

Портрет фотомастера
Виктора Александровича Бухрова

— Виктор Александрович?!
— Сейчас, Юра, секундочку..
....
....
....
....
— Аааа-а-а-а-дайте буклет!
— На держи, конечно...

Портрет искусствоведа Ольги Луцко

— Ольга, за что их так?
— Кого, Юра?
— Посетителей...
— Искусство требует...:)))

Портрет сына Артёма, оранжевый пояс (7 кю), стиль шотокан карате до

— Итчи, ни, сан, ши, гё, року, шитчи, хатчи, кю, дзю!!!
— Пап, запиши меня в музыкальную школу...

 

 

Дружелюбный кентавр Юрия Прожоги

Выставка фоторабот известного художника открылась 23 января 2006 года в областном художественном музее

За мудреным, не всеми сразу прочитываемым названием «Стаффаж-портрет» встает галерея родных узнаваемых лиц — земляков, людей различных творческих профессий — от поэта-философа до широко шагающего рискового предпринимателя, от поймавшего удачу представителя русского шансона, отъехавшего в столицу, до равнодушного к географии «гения места», хозяина небольшой мастерской, приюта его неспокойствия, трудов и вдохновений.

Стаффаж в переводе с немецкого — включение фигурок людей и животных в пейзажную композицию. Сам автор выставки соглашается, что заглавие ее условно. До полновесных портретов снимки недотягивают, да и не ставилось такой задачи. Просто он, художник по образованию и призванию, не мог удержаться, чтобы не щелкнуть затвором камеры при виде столь значительных персон, придающих ландшафту нашего города дополнительное очарование.

Все субъекты, запечатленные на фотографиях, захвачены объективом в привычной им сфере обитания. Элегантная журналистка — за столом, заполненным циркулярными и прочими бумагами. Бизнесмен — в офисе, стена которого увешана охотничьими трофеями (вторая натура, вторая страсть). Средоточение гармонии, стихотворец — на чердаке собственного дома, среди кружащего голову фантастического беспорядка. Характерная подпись под работой: «Русский поэт Сергей Бойцов. Закончил литературный институт, семинар Межирова. Межиров живет в Америке. Сергей — в Рябково».

Такие же емкие, меткие комментарии под каждым мини-очерком, — оттеняют изображение, свидетельствуют о незаурядных литературных способностях виновника торжества.

Почему состоявшемуся художнику вообще пришло на ум перепрофилироваться в фотографы? Юрий рассказывает об этом со свойственным ему юмором. Виктор Александрович Бухров посоветовал. А Бухров для местных умельцев — непререкаемый авторитет. Все равно, что Микеланджело увидел бы в чьих-то пластилиновых залипушках руку будущего скульптора — и благословил...

Нынче Прожога — действительный член Союза фотохудожников России, а новорожденная музейная выставка — вроде как его отчет.

Да, название экспозиции несколько условно, но безусловны симпатии, которые автор испытывает к товарищам по музам и судьбам. Нескрываемо обожание. К тому же Бойцову он наведывался в Рябково семь раз, за тем только, чтобы насладиться свежими рифмами. И уже попутно снимал. Отсюда и чудный чердак, и о многом говорящая воображению «Черная речка».

А насколько оригинальна по замыслу и исполнению панорама с юбилейного вернисажа Бухрова, где мэтр на едином пространстве явлен пятикратно — в общении с коллегами-журналистами, зрителями!

Острые ракурсы, тонкие соотношения цветовых пятен, крупных и дальних планов, символика деталей. Реальность, схваченная пытливым добрым взглядом и подправленная современной технологией.

Весьма удачная попытка «скрестить фотоискусство с журналистикой» была на «ура» принята ценителями прекрасного, среди которых находились и портретируемые, — вопреки полемичному утверждению автора, отлично совместившиеся со своими портретами.

Галина Бухарина.
Городская газета «Курган и курганцы»
26 января 2006 года.

Когда стаффаж первостепенен

Чем нас удивляют удивительные люди? Тем, что они видят необычное в самых обычных, элементарных, Ватсон, вещах... С этой точки зрения — необычное в обычном — и надо смотреть недавно открытую в областном художественном музее выставку медиадизайнера и фотохудожника Юрия Прожоги «Стаффаж-портрет».

Тут, пожалуй, надо объясниться. Стаффаж — немецкое слово, которое, по определению Большой советской энциклопедии, означает фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажах для их оживления и имеющие второстепенное значение. Стало быть, люди изображаемые Прожогой, второстепенны, а главное — антураж, который их окружает? Как бы не так! Иначе зачем бы автор этих двух десятков портретов ставил к своей экспозиции подзаголовок — «Пространственно-временн`ые фрагменты жизни моих современников, выполненные в форме авторского диалога»? Диалоги, то есть разговоры автора снимков с их героями, приведены тут же, на аккуратных беленьких табличках под каждым портретом. Причём в диалогах Прожога ставит себя на место друга, партнёра, родственника, знакомого, репортера, ученика, наблюдателя, а в самом фотопортрете ему может быть отведена только одна роль — автора, художника.

Членом Союза фотохудожников РФ Юрий Прожога стал пол-года назад. Я этому нисколько не удивился. Всегда знал, что он — художник. И когда мы газету вместе придумывали, и когда книжку сказок Леонида Куликова делали, и когда однажды в День города на четырёхэтажный дом прилепили нарисованный Прожогой на картоне балкон. Полгорода побывало у этого дома, чуть ли не потрогать балкон хотели, да только высоко мы его подвесили...

Фотография — сильнейшее художественное увлечение Юрия Прожоги. Но сам он об этом говорит так:
— Фотографией я начал заниматься почти случайно. Просто мои первые снимки увидел Виктор Александрович Бухров и сказал: «Надо, Юра, надо!» Это всё равно, что к вам бы зашёл Микеланджело, увидел, как вы чего-то из пластилина лепите, и сказал бы, что вы должны быть скульптором.

В этой простой, но неожиданной метафоре весь Прожога. Человек, переделавший уйму художественных прикладных дел от этикеток до оформления книжных серий, знаток анимации и строитель web-сайтов, отмеченный премиями на международных выставках плаката, — он никогда не забывает о словах благодарности своим учителям в творчестве. Для него учителя всегда высоки, многомерны и неосязаемы, как боги. Примером тому может служить и представленный на этой выставке портрет упомянутого фотохудожника Виктора Бухрова. Это единственная работа, вытянутая по горизонтали, что позволяет автору представить своего учителя одновременно в разных точках пространства. На портрете Бухров запечатлен во время своей выставки и возникает в окружении разных людей пять(!) раз, весь в движении... Подпись: «— Виктор Александрович?! — Сейчас, Юра, секундочку...»

Но больше всего мне нравится подпись под портретом сына Артёма, который занимается карате: «Пап, запиши меня в музыкальную школу...» На вернисаже это был единственный малолетний зритель (надеюсь, других лишь из-за морозов не привели родители), который весь вечер носил за отцом подаренные ему розы.

Вообще было любопытно наблюдать за реакцией тех, кто изображён на фотографиях и пришёл на выставку, — искусствовед Ольга Луцко, художник Владимир Чалый, священнослужитель Анатолий Бородин, поэт Сергей Бойцов. Бойцов читал свои стихи. И хотя сбивался, читал прекрасно, наверное, потому, что он единственный, кому посвящен не один портрет, а серия снимков. Под одним из них подпись: «Поэт Сергей Бойцов закончил Литературный институт, семинар А. Межирова. Межиров живёт в Америке, Бойцов — в Рябково». Ну и кто здесь — стаффажная фигура?

Валерий Портнягин.
Областная общественно-политическая газета «Новый мир».
2 февраля 2006 года.